1. Главная
  2. Консультации

Консультация №14540

    10.12.2023
    Спрашивает Я

    можно ли по закону написать отказ от вич терапии? И что для этого нужно?

    Отвечает
    • завпунктом

    Здравствуйте. Вопрос короткий, ответ же на него будет длинным. Потому что на этот вопрос нет простого ответа.

    Вы спрашиваете: возможен ли отказ от ВИЧ-терапии? Правильный ответ, с моей точки зрения, - да, возможен. Но так считают далеко не все.

    Изложу сначала противоположную точку зрения, на которую ссылаются СПИД-центры.

    Статья 55 (часть 3) Конституции РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод граждан, если это необходимо в целях защиты прав и свобод других лиц. Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается … в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих» (пункт 2 части 9 статьи 20). В утвержденном же ьПостановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (ред. от 31.01.2020) перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих, первое место занимает «болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)». Следовательно, при этом диагнозе согласия гражданина на лечение не требуется, т.к. вирусоноситель опасен для окружающих.

    С этими доводами, несмотря на их кажущуюся основательность, нельзя согласиться. Основным законом, регулирующим правоотношения, связанные с ВИЧ, является Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Далее для краткости буду называть его «закон о ВИЧ». Этот закон — специальный. А специальные законы для того и принимаются, чтобы на законодательном уровне определить исключения из общего правила, специфику предмета регулирования. Это означает приоритет специального закона перед общими положениями законодательства. Закон о ВИЧ – не единственный закон такого рода. В сфере российского медицинского права специальными законами регулируются правоотношения, касающиеся больных туберкулезом, наркоманией, лиц, страдающих психическими расстройствами. Закон о ВИЧ не предусматривает обязательного лечения. В данном законе есть только требование обязательного освидетельствования отдельных категорий граждан. Относительно же последствий выявления ВИЧ-инфекции закон содержит запрет донорства, отдельных видов трудовой деятельности, а также уголовную ответственность за заражение и поставление в опасность заражения сексуальных партнеров. Есть выдворение иностранцев при выявлении у них ВИЧ, запрет на въезд в РФ иностранцев без сертификата об отсутствии ВИЧ. А обязательного лечения нет.

    Более того: статья 14 закона о ВИЧ прямо говорит о том, что медицинская помощь оказывается ВИЧ-инфицированным на общих основаниях: «ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан».

    В законе о ВИЧ сформулирован следующий принцип: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом» (статья 2). Любое обязательное требование (каковым является ограничение добровольности медицинского вмешательства) есть ограничение прав и свобод человека. Любое ограничение прав и свобод допускается, согласно статье 55 Конституции РФ, только на основании федерального закона. Сам по себе закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ничего об обязательности лечения ВИЧ-инфекции не говорит, делегируя утверждение перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительству РФ. Правительство же, включив ВИЧ в этот перечень, нарушило закон о ВИЧ. В таком случае должен применяться закон, а не правительственное постановление.

    Противная сторона утверждает, что закон «Об основах охраны здоровья…» принят позже, чем закон о ВИЧ. При конфликте же законов более поздний федеральный закон имеет приоритет перед ранее принятым федеральным законом. Но это правовой обычай, а не норма закона.

    На это нам с вами возразят, что и приоритет специального закона перед общим – тоже правовой обычай, а не требование закона. Это так. Но Конституционный суд РФ в Определении от 16.11.2006 № 454-О по жалобе гражданки Дьячковой назвал еще один принцип, в соответствии с которым должно разрешаться противоречие между законами. Касаясь вопроса о приоритете одного закона перед другим при регулировании одних и тех же отношений, КС указал, что «в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон, закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, а также закон, устанавливающий дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные в том числе их особым правовым статусом».

    Таким образом, из трех правовых принципов, которыми должны руководствоваться суды в случае противоречия в законах, два подтверждают право на отказ от лечения ВИЧ-инфекции: приоритет специального закона перед общим и, что самое важное, - приоритет закона, устанавливающего дополнительные гарантии прав и законных интересов лиц с особым правовым статусом.

    При этом, хотя СПИД-центры настаивают на отсутствие права на отказ от лечения, в соответствующих формах медицинской отчетности, касающейся ВИЧ, предусмотрена графа «отказ от лечения». (Приказ Минздрава России от 26.03.2020 N 240н

    "Об утверждении учетной формы медицинской документации "Карта персонального учета пациента с ВИЧ-инфекцией" и порядка ее ведения").

    В разное время в разных регионах РФ политика в отношении отказывающихся от ВИЧ-терапии была разной, от признания этого права до обращения СПИД-центров в суд об обязании пройти лечение.

    Форма отказа от лечения (от медицинского вмешательства на юридическом языке), общая для всех болезней, утверждена Приказом Минздрава России от 12.11.2021 N 1051н "Об утверждении Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства".

    Этот документ сегодня-завтра будет вывешен на нашем сайте в разделе Законодательство/ведомственные акты/минздрав.

    Но я не уверен, что суды, в случае переноса спора в судебную плоскость, приняли бы то решение, которое представляется нам более правильным.

    Поделиться