1. Главная
  2. Консультации

Консультация №12866

30.04.2019
Спрашивает Ольга

Здравствуйте! Просим Вашей помощи. Все материалы дела прикрепляю в PDF.
Дарья заказала бупропион (антидепрессант) из Польши, он не входит в список запрещенных препаратов. Таможня Екатеринбурга возбудила дело о контрабанде (1 упаковка, в которой 30 таблеток). Из бупропиона можно получить эфедрин. Из эфедрина (запрещён) меткатинон (наркотическое вещество). У девушки есть психиатрический диагноз. В наркологическом диспанцере не состоит. Не употребляет наркотические вещества.
У девушки есть адвокат, но он советует не высовываться и не верит в невиновность. Помогите нам, пожалуйста! Ещё описание ситуации: https://teletype.in/@flawion/BkwfQyacE

Отвечает
  • юрист Арсений Левинсон

Здравствуйте. Посмотрел материалы дела.
Нужно добиваться прекращения уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления на основании п. «2» ч. 1 ст. 24 УПК РФ с правом на реабилитацию. Если ходатайство не будет удовлетворено, то следует обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.
Подло и бесчеловечно обвинять в совершении контрабанды наркотиков в крупном размере больного, который заказал 30 таблеток свободно продающегося лекарственного средства для лечения. Даже если формально во вмененных действиях есть признаки преступления (на самом деле нет), то оно не является преступлением, так как является малозначительным, не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
Заключением специалиста таможенной службы признано, что лекарственное средство Elontril с действующим веществом «бупропион» является производным наркотического средства — эфедрон. Однако, лекарственные средства не могут быть признаны производными наркотиков. Согласно пункту 6 Примечания к Перечню наркотических средств, утв. Постановлением Правительства 30.06.1996 г. № 681, к производным могут относиться вещества с определенным образом измененной химической формулой, «которые не включены самостоятельными позициями в государственный реестр лекарственных средств или в настоящий перечень». Если смотреть на эту норму формально, без учета других положений УК, КоАП, основ антинаркотического законодательства, законодательства об обращении лекарств и охране здоровья, то можно сделать вывод о том, что исключенное из государственного реестра лекарственное средство может быть признано производным наркотического средства. Но это не так.
1. Лекарственное средство, даже если оно не зарегистрировано в РФ, не может являться производным наркотического средства. В отношении лекарственных средств законодательством предусмотрены особенности оборота. И антинаркотическое законодательство может применяться только к наркотическим (психотромным) лекарственным средствам. Поэтому следствием должно быть установлено: а) являются ли изъятые таблетки лекарственным средством; б) является ли лекарственное средство наркотическим. К наркотическим (психотропным) лекарственным средствам могут относиться только те, которые содержат вещества, включенные в Перечень наркотических средств (п. 8,9 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"). Между тем, бупропион в Перечень наркотиков не включен, а относится к производным. Значит, изъятое лекарственное средство не может быть предметом контрабанды, то есть наркотическим лекарственным средством, незаконно перемещаемым через таможенную границу. Сейчас по делу назначена идентификационная судебная экспертиза в региональном филиале ЦЭКТУ г. Екатеринбурга. Но перед экспертами не поставлен вопрос о том, является ли предъявленное вещество лекарственным средством. Сейчас нужно ходатайствовать о постановке этих дополнительных вопросов перед экспертами. Или после получения экспертизы (в зависимости от ее результатов) просить назначить повторную (дополнительную) экспертизу.
2. Ввоз в Россию незарегистрированных лекарственных средств наказывается специальной нормой Кодекса об административных правонарушениям. Согласно ч. 2 ст. 6.33 КоАП ввоз на территорию РФ незарегистрированных лекарственных средств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 70 до 100 тыс. рублей. Уголовно наказуем только ввоз незарегистрированных лекарств в целях сбыта в крупном размере, то есть на сумму больше 100 тыс. руб. (ст. 238.1 УК РФ). Однако, в данном случае речь идет о 30 таблетках лекарственного средства, которое ранее было зарегистрировано и рекомендуется Минздравом к применению в стандартах оказания медицинской помощи. Поэтому от административной ответственности также надо будет защищаться на основании ст. 2.9 КоАП, но главное сейчас добиться прекращения уголовного дела.
3. Контрабанда наркотических средств и их хранение могут быть совершены только с прямым умыслом, то есть лицо должно было знать, что совершает преступление, что перемещает и собирается хранить в целях личного употребления наркотики (статья 25 УК РФ - «преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия)»). Если лицо не знало о том, что заказало вещество, которое является наркотическим, то в его действиях нет состава преступления. Показания подозреваемой, а также имеющаяся в материалах дела явка с повинной, подтверждают, что не было умысла на приобретение наркотиков (их производных). В данном деле умысел был направлен на приобретение лекарственного средства для лечения по медицинским показаниям.
Если дело не будет прекращено сейчас по названным основаниям, то по нему будет назначена судебно-психиатрическая-наркологическая экспертиза, и защите важно будет поставить перед экспертами вопросы о том, 1) может ли имеющееся у обвиняемой заболевание быть показанием к применению бупропиона, 2) возможно ли получения наркотического опьянения при употреблении бупропиона, возможны и имелись ли случаи злоупотребления этим веществом, приведшие к психическим расстройствам, вызываемым употреблением иных ПАВ (пагубное употребление, синдром зависимости).
Если невозможно или нет данных об использовании бупропиона для немедицинского употребления (наркотизации), то его оборот не может контролироваться антинаркотическим законодательством.
4. Кроме того, таможенное законодательство не запрещает перемещение через границу «производных эфедрона». Видимо, именно поэтому в постановлении о возбуждении уголовного дела указано, что обвиняемая «осуществила заказ 30 таблеток, содержащих наркотическое средство эфедрон», когда речь может идти только о «бупропионе — производном эфедрона».
Согласно таможенным правилам, к веществам, для которых установлены ограничения на ввоз, относится только сам «эфедрон (меткатинон)». Для производных эфедрона и каких-либо других производных ограничений на ввоз не установлено — раздел 2.12 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 "О мерах нетарифного регулирования").
Кроме того, важно отметить, что даже перемещение наркотических лекарственных средств для личного медицинского применения при наличии показаний не является контрабандой и допускается таможенным законодательством (см. консультацию № 11797). То есть даже если бы человек ввозил в Россию наркотические лекарственные средства, то при наличии соответствующих медицинских документов не подлежал бы уголовной ответственности за контрабанду и хранение наркотиков.

Поделиться